Форум » ПОРОДНЫЙ РАЗДЕЛ » Среднеазиатская овчарка » Ответить

Среднеазиатская овчарка

Южный Ветер: Тема для всех кто любит эту породу.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Южный Ветер: Симпатичный Новогодний подарок

Южный Ветер:

ольга: вот обожаю эту породу и имея трех САО еще ни разу не пожалела, что завела именно их. и вот посмотря эти ролики кто может сказать, что САО (как многие считают и мне пытаются доказывать) - это не адекватная, не дрессируемая порода. Так думают только те кто не знаком с азиатами, все зависит от наследственности и от дрессировщика. это мое мнение.


ольга: В республиках Средней Азии аборигенные собаки оставались самой массовой рабочей породой, и отбор лучших особей по-прежнему велся методами народной селекции, предполагавшими жесткий естественный и искусственный отбор. Чабаны оставляли в помете только тех щенков, которые по ряду признаков обещали стать похожими на своих знаменитых предков, причем не только внешне, но и по характеру. Собака должна была иметь массивную голову, мощную шею, широкую грудь, крепкие конечности, сильную поясницу и хорошо развитую дыхательную систему, быть выносливой, храброй, спокойной, невозмутимой и незлобной к хозяину. Ценилось умение животного постоять за себя, охранять и защищать отару и хозяина, хватать врага (собака должна была брать нападавшего в области головы и шеи, хватка в области конечностей считалась недостатком). Трусливые, ленивые, недоверчивые и агрессивные по отношению к человеку собаки выбраковывались. В мире осталось совсем немного пород, которые сформировались как естественные, тем большая ответственность за их сохранение на земле. Среднеазиатская овчарка одна из тех немногих пород, которая дошла до наших дней в своем практически первозданном виде. Жесточайший отбор на протяжении нескольких тысячелетий создал породу, отвечающую потребностям и характеру человека, она создавалась для помощи человеку в работе и всем своим многовековым служением людям заслужила право на достойное ее сохранение. Ученые занялись изучением среднеазиатских овчарок только в середине 20-х гг. XX в. Естественная среда обитания алабаев носит, как правило, открытый характер, поскольку традиционная застройка туркменских селений не имеет жестко огражденных дворов, и собаки спокойно передвигаются по всему пространству. Здесь на первое место выступает функция охраны, жестко проявляемая с наступлением темноты. Советский период среднеазиатской истории оказал противоречивое влияние на популяцию собак. С одной стороны, хозяйственное развитие края сократило ее. С другой - на азиата обратили внимание профессиональные собаководы, началось выделение кровных линий, алабай вышел на мировую арену. В период гражданской войны поголовье алабая сократилось. Лучший племенной скот уходил за границу - в Иран, Афганистан и другие страны. Вместе с отарами уходили и лучшие волкодавы. Развитие служебного собаководства в СССР заставило заводчиков обратить внимание на аборигенные породы. В каталогах выставок служебных собак единичные экземпляры туркменских овчарок встречаются с 1930 г. Одновременно на родине породы складывалось тяжелое положение, связанное как с уничтожением частного скотоводства, так и с систематическим отстрелом собак на шкуры. С конца 70-х годов в Среднюю Азию приехало огромное количество европейского населения, а с ним и собаки, европейских пород и дворняжки. Это привело к метизации и заболеваниям, против которых у местных собак не было иммунитета. Широкое распространение получила восточно-европейская овчарка. И главное - сокращаются пастбища и поголовье овец, а отсюда и уменьшение необходимого количества чабанских собак, утрачиваются многовековые традиции. Но всё же туркмены сохранили древнюю рабочую породу для потомков. Название «среднеазиатская овчарка» порода получила в бытность СССР в самом конце 30-х годов прошлого столетия после нескольких лет работы в ведомственных питомниках в центре России с собаками, привезенными из республик Средней Азии, по названию региона. О том, что не совсем правильно именовать породу «овчаркой», писал ещё в 1933 г. А.П.Немцов (Руководство по служебному собаководству в сельском хозяйстве. — М, 1933). И в настоящее время в F.C.I. в переводах на официальные языки «овчарка» в названии породы принято писать в транскрипции «ovtcharka», а не в переводе значения слова. Академик С.Н.Боголюбский в своей статье (1927) подчеркивал принципиальное различие пастушьих собак (Hirtenhunde) и овчарок — овечьих собак (Schaeferhude). Пастушьи собаки имеют древнее азиатское происхождение, тесно связаны со скотоводческими, кочевыми в прошлом народами и служат не столько для управления стадом, сколько для его охраны, а овчарки — собаки совершенно иного, в основном европейского происхождения, менее сильные, более подвижные, помогают пастуху управлять стадом, вести его среди возделанных полей культурного ландшафта. Главные отличия — в темпераменте и поведении, они и определяют разные направления в применении.

ольга: В течение ряда веков эти собаки разводились как пастушьи, сохранив в себе бойцовый дух предков. Настоящий азиат, защищая отару способен атаковать любого противника. Отсутствие селекционной работы позволило сохранить первоначальный облик и характер собаки практически неизменными. А.П. Мазовер в своей книге «Племенное дело в служебном собаководстве» разделял среднеазиатской овчарки на четыре внутрипородных типа: Туркменский, Таджикский, Узбекский и Казахский. Лучшие представители породы, сохранившие типичные черты аборигенной овчарки, сосредоточены в Туркмении. Их называют алабаями, азиатами или туркменскими волкодавами. Это достаточно крупные, сильные и выносливые собаки грубого или крепкого типа конституции, имеющие четко выраженные породные черты. Экстерьер истинного алабая поражает плавностью и отточенностью линий, гармоничным и пропорциональным сложением. Туркменские овчарки имеют крепкую нервную систему и отличаются спокойным, невозмутимым нравом. Они умны, отважны, независимы, уверены в собственных силах, мужественно защищают свою территорию, способны проявлять молниеносную реакцию в случае опасности и легко переносить боль, что дает возможность использовать алабаев не только для охраны территорий, но и в качестве бойцовских собак. Это сильное, умное, выносливое животное привлекает внимание своим гордым, независимым характером. «Суетиться, заглядывать в глаза, нетерпеливо взлаивать в ожидании одобрения хозяина – нет, это не о ней. Среднеазиат не встает – он воздвигается на пути врага, он не бежит – он мчит, он не кусает – он разит. Это пес из легенды...» – такое описание дал исследователь породы Елена Мычко. Не менее интересно представил характер собаки в своей книге «Среднеазиатская овчарка» Г. Чарыхов: «Я – дитя природы, волен, силен, горд, не пытайтесь покорить или сломать меня, добейтесь расположения моего и любви моей, тогда вы увидите во мне преданного, надежного, любящего друга, но никогда – раба!». Среднеазиатская овчарка - порода собак, чья история насчитывает несколько тысячелетий, и всего лишь несколько десятилетий культивируется в заводских условиях. Уникальный вид живой природы, практически не изменявшийся в течение такого длительного временного периода. Самая естественная и настоящая порода из всех существующих ныне собак и, вероятно, прародительница многих из них. О среднеазиатской овчарке написано достаточно много, но она остается по-прежнему во многом загадочной и непонятной. До сих пор не определены те требования, которые должны предъявляться к ее рабочим качествам, не выработаны единые методики, программа обучения и правила состязаний. Показательно, что зачастую по этим вопросам специалисты высказывают не только диаметрально противоположные, но и взаимоисключающие мнения. Одни убеждены, что азиату нужна максимально сложная и разноплановая подготовка; другие настаивают на минимальном прикладном курсе обучения. Кто-то видит азиата исключительно охранной собакой, кто-то — бойцом без прикладного применения, а кому-то по душе только его красота. Все сказанное усугубляется тем фактом, что еще и сегодня азиатскую овчарку сложно назвать единой породой, поскольку слишком уж велики «внутрипородные» колебания. Многие вообще считают азиата объединением пород, близких по происхождению. Не вызывает никаких сомнений, что азиатская овчарка — одна из самых (если не самая) древних собак на земле. Первые упоминания о ней насчитывают несколько тысяч лет. Но у ученых нет однозначного мнения на этот счет: одни высказывают предположение, что породе уже более 6 тыс. лет, другие утверждают, что среднеазиатская овчарка значительно моложе, и ее возраст около – 2 тыс. лет, по мнению третьих, он составляет 3 тыс. лет. Точно ответить на этот вопрос мы никогда не сможем. Споря о возрасте породы, все исследователи сходятся только в одном – местом ее появления является азиатский регион. Возможно, это был и Тибет. Предполагаемый исторический ареал возникновения породы огромен (от Каспийского моря и на восток), поэтому остается открытым и вопрос о народе-создателе среднеазиатской овчарки. Согласно некоторым источникам, среднеазиатская овчарка ведет свое происхождение от тибетского дога – местной породы собак, напоминающих мастифов и являющихся потомками тибетского волка. С гор Тибета и склонов Гималаев догообразные собаки попали в Монголию и Месопотамию (территория современных Ирака, Ирана и Сирии). Оказавшись в новых условиях, тибетские доги начали смешиваться с местными аборигенными собаками, однако им удалось сохранить основные внешние черты предков. На рубеже IV и III вв. до нашей эры территорию современного Туркменистана заполнила новая волна переселенцев из Ирана. Они привезли с собой своих собак. Это были крупные с мощными челюстями и укороченными мордами собаки. В этом описании сразу узнается силуэт настоящей среднеазиатской овчарки. Раскопки поселения иранских переселенцев Алтын-депе (около 2000 лет до н. э.) в Южной Туркмении это подтверждают: здесь были обнаружены терракотовая статуэтка собаки и останки крупного животного с мощными челюстями и укороченной мордой, напоминавшего древних иранских собак и современных среднеазиатов. Интересно, что уже тогда существовал обычай купирования хвостов и ушей, сохранившийся до наших дней

ольга: описание среднеазиатской овчарки в Туркмении, так про них говорили чабаны Сам большой. Голова как казан. Между ушами как подушка.* Между глазами должно быть широко. Нос должен смотреть вниз. Грудь как крышка на казан.** Руки, ноги должны быть толстые. В поясе должен быть не тонкий. * У туркмен подушки плоские и прямоугольные. ** Имеется ввиду округлость рёбер.

Южный Ветер: ольга

Алена Орлова: ольга спасибо!столько интересного о породе!!!

Алена Орлова: Южный Ветер видео класс!

ольга: Южный Ветер классное видео!

ольга: Алена Орлова читай, читай, на здоровье!

Алена Орлова: ольга

Южный Ветер: В каждой породе есть легендарные собаки, ну те, о которых должен знать кадждый, кто породой увлекается, занимается её разведением. Кто у среднеазиатов знаменит?

ольга: Южный Ветер пишет: В каждой породе есть легендарные собаки, ну те, о которых должен знать каждый, кто породой увлекается, занимается её разведением. Кто у среднеазиатов знаменит? Лена, ты прямо читаешь мои мысли, вот об этом я и хотела немного поделится. но сначала немного еще про тестовые испытания (собачьи бои САО), чтобы было понятно, почему эти собаки стали легендарны.

ольга: Из интервью с Фариды Болкуновой (легендарный заводчик и судья среднеазиатских овчарок из Туркменистана): … Собачьи бои… Что это – проявление человеческой жестокости или прихоть изнывающих от скуки чабанов, распространившаяся за пределы Туркменистана; спорт или сублимация комплекса неполноценности? Споры об этом возникли не сегодня. Множество слухов и небылиц ходит вокруг них, огромное количество легенд и баек. Бои имеют огромное количество противников, горячо доказывающих необходимость их запрета, и не меньшее – приверженцев, готовых ехать хоть на край света, чтобы поучаствовать со своей собакой в каком-нибудь турнире или поприсутствовать на нем в качестве зрителя. Они проводятся на стадионах Украины под охраной милиции и разгоняются милицией в Москве, Президент Казахстана шлет официальное приветствие участникам международной встречи в Актюбинске, и запрещается проведение боев в Ташкенте. У нас нет цели убедить читателя в их необходимости, единственная просьба: вооружившись доброжелательным скептицизмом, прочтите, как это происходит у нас, а потом решайте… Что бы ни говорили об этом явлении, бои проводились и будут проводиться и в дальнейшем. В рамках народной селекции они проводятся не только в Средней Азии, но и на Кавказе, в Турции, Иране, Афганистане. Их право на существование признают даже представители стран, в которых давно уже занимаются разведением исключительно шоу-собак. Например, в № 12 московской газеты "Кот и пес" за 1999 г. в статье, посвященной встрече московских собаководов с бригадой английских экспертов, судивших выставку "Кубок мэра Москвы", приводится их единодушный ответ на вопрос: "Как они оценивают расширяющуюся в России практику турнирных испытаний волкодавов ("кавказцев" и "азиатов")? Ответ был одновременно дипломатичный и откровенный: "В Англии при наличии "промышленного" овцеводства волки давно уже истреблены, но существуют лисы, ворующие ягнят. Фермерам разрешено их отстреливать. Возможно, в условиях растущего в России поголовья волков тестирование волкодавов оправдано (!)". А 18 апреля 2000 г. в своем разъяснении для корреспондентов ряда российских изданий, собравшихся в московском Доме журналиста на пресс-конференции партии "Миллион друзей", Е.Л. Ерусалимский также признал тестирование допустимым в качестве зоотехнического мероприятия. Бои алабаев в Туркменистане – это не только многовековая народная традиция, не только азартное и захватывающее зрелище, собирающее многочисленных участников и зрителей, но и одно из важнейших зоотехнических мероприятий, позволивших создать и сохранить до наших дней эту крупную, бесстрашную, сильную и красивую собаку. Раньше бои проводили не часто и приурочивали к праздникам, свадьбам, торжествам по случаю обрезания, весной и осенью – во время стрижки овец. Существовал и обычай разрешения споров при помощи собак. К такому способу разрешения конфликта могли прибегнуть два человека или жители двух разных населенных пунктов в случае возникновения конфликтов между этими поселениями. Сары Мередов, хозяин Белого Екемена, рассказывал, что был вынужден стравить его, чтобы опровергнуть обвинения в похищении чужой собаки. Победив, собака тем самым доказывала правоту своего хозяина. А сколько времени, сил и средств необходимо вложить, чтобы подготовит настоящего волкодава! Подготовка бойца включает в себя специальные тренировки, направленные на повышение выносливости, упражнения для укрепления мускулатуры, длительные прогулки, введение на период подготовки специального рациона. Здесь мало одного желания, кроме него необходимы опыт, интуиция, доверие со стороны собаки, наконец, просто везение, но все-таки, наверное, и какой-то особый талант, позволяющий разглядеть среди многих именно ту собаку, из которой можно сделать Ингючли Ит (самая сильная собака). Живет в Ашхабаде человек, которому удалось то, о чем большинство собаководов не могут и мечтать. Он подготовил не одну, а несколько таких собак, которые навсегда останутся в истории. Речь идет о Нурьягдыеве Амансахате, или, как его называют знакомые, Атагельды Цыгане. Этот собаковод был владельцем и тренером трехкратного Чемпиона Туркменистана Кара Келле; трехкратного Чемпиона Туркменистана легендарного Акгуша, про которого был даже снят художественный фильм "Охламон"; Бергуда, за дерзость и неукротимую отвагу прозванного в Туркменистане "чапаевцем". Об особом даре Цыгана чувствовать собаку свидетельствует тот факт, что он был пятым хозяином Акгуша, – четверо предыдущих хозяев расставались с ним без сожаления, потому что тот не дрался. А совсем недавно еще одна молодая, прежде "недерущаяся" собака после подготовки у Аташки (еще одно прозвище Нурьягдыева), проведя в Орле на равных бой с чемпионом Карачаево-Черкессии, уехала с новым владельцем в Чехию. Желающих подготовить чемпиона много, но удается это лишь единицам. Бой между двумя алабаями разительно отличается от боя собак так называемых бойцовых пород (амстафов, питбулей), с их визгом, щелканьем зубами, обилием ран и крови, у которых под влиянием целенаправленного отбора была нарушена психика, снят присущий практически всем социальным хищным животным блок на добивание представителя своего вида. Бой настоящих волкодавов скорее напоминает рыцарский поединок, в котором существует определенный кодекс великодушия и чести. Туркмены говорят, что с собакой волкодав дерется не как с хищником – жестоко, беспощадно и бескомпромиссно, не обращая внимания на пол противника, а, скорее, как спортсмен со спортсменом, проявляя свойственное для этой породы благородство. У него нет цели убить или искалечить противника, – этому могучему бойцу достаточно доказать свое превосходство, прогнав противника со своей территории. Мы решительно настроены против боев, где стравливаются пит и ему подобные с алабаем, так как при этом совершенно не учитываются особенности психики последнего. Поведение алабая ритуализировано, и он не будет добивать собаку, продемонстрировавшую подчинение, подавшую голос, оскалившуюся, – такие реакции воспринимаются им как признание поражения, знак того, что отношения выяснены. Если схватка происходит не на бойцовом ринге, где после ее окончания собак сразу разводят, а где-нибудь в другом месте, то победитель, отпустив противника, если тот не убежал до этого, как правило, подняв ногу, метит территорию. Это является для побежденного знаком, что бой окончен и он может безбоязненно удалиться. С "бойцовыми" породами все не так: собака, всем своим поведением демонстрирующая страх, после того как 22 "выплевывают", вновь кидается на противника, вынуждая алабая вновь вступать в бой, который он считает завершенным. Нам показывали в Мары алабая, хозяин которого с гордостью рассказывал, что пускал свою собаку с двумя, а то и тремя Питами сразу, и тот быстро справлялся с ними, попросту убивая. К сожалению, владелец этой собаки, любитель боев, не понимал, что она уже только внешне напоминает алабая, утеряв самое главное – психику, присущую этой породе. Такая собака, даже если предположить, что ее по каким-то причинам не убьет чабан, при отаре существовать не может и обречена на гибель от хищников, с которыми она, перебив других собак, в одиночку справиться не сможет. Во время поединка учитывается как собака проводит бой, насколько она вынослива, терпелива к боли, как хватает своего противника. Здесь есть свои тонкости: например, очень "зрелищный" и болезненный хват за лапу, на питовских рингах часто приводящий к победе над противником, для волкодава считается недостатком. Во время схватки с волком, при очень резкой манере боя, присущей тому хищнику, такой хват позволит последнему нанести собаке многочисленные раны, могущие привести к гибели. Волкодав должен "брать" в области шеи и головы, "брать" мощно и надежно, пресекая попытки противника освободиться и сделать перехват, затем опрокинуть его и придавить к земле. Бои проводятся, как правило, утром, до наступления жары или уже ближе к вечеру. Летом они не проводятся из-за опасности нагноения ран. Сезон боев начинается в октябре и заканчивается 9 мая, когда происходит финальный поединок между претендентами на звание Чемпиона Туркменистана текущего сезона. Присутствующие подбадривают собак одобрительными возгласами, бурно реагируя на удачно выполненные ими прием или хватку. Несмотря на всеобщее возбуждение и азарт, не слышно выкриков типа: "Убей его" или "Разорви". Практически никогда не бывает конфликтов между болельщиками – вероятно, сказываются веками сложившиеся традиции проведения таких турниров. Судит бои человек, пользующийся уважением, доверием зрителей и хозяев собак, как правило, сам вырастивший не одну собаку и хорошо в них разбирающийся. Ему могут помогать еще несколько судей, с которыми он советуется при возникновении спорных ситуаций. Опытные матерые кобели обычно начинают бой с разбега, ударяя грудью противника, стремясь опрокинуть его на землю. Поединок двух хорошо подготовленных, примерно равных по силе и опыту волкодавов может продолжаться более часа. Всерьез травить собак начинают в возрасте около 3 лет, когда они сформируются, физически окрепнут и поработают в отаре. Именно бои являются кульминационной точкой отбора и разведения волкодавов. Бойцовый ринг позволяет наиболее ярко и отчетливо проявиться собаке, доказать свое право носить гордое им ВОЛКОДАВ. Размеры и вес собак важны, но не являются определяющим фактором при ведении ими борьбы. Гораздо более важными факторами являются выносливость, анатомическое совершенство сложения, экстерьерные данные собаки. За отарой, передвигающейся с небольшой скоростью, может следовать и собака с пороками двигательного аппарата, с погрешностями в строении конечностей, провисшей спиной и т.д., однако такие дефекты никогда не позволят ей успешно противостоять хищнику в отаре или противнику на ринге. Никаких весовых категорий не существует, здесь каждый хозяин, зная противника, самостоятельно решает, пускать свою собаку или нет. Уход с поля с поднятым хвостом не считается поражением. Проигравшей считается собака, отказывающаяся выйти на поле, упирающаяся, активно уклоняющаяся от боя, подавшая голос во время боя (заскулившая, закричавшая), показавшая зубы (оскал), начавшая кусать с оскалом, покинувшая поле боя с поджатым хвостом, обессилевшая, неспособная продолжать бой (травма), оказать сопротивление противнику. Владелец собаки вправе в любой момент, признав поражение своей собаки, потребовать остановки боя; но он не вправе требовать продолжения боя, если судья решил, что собака не может его продолжать из-за травмы или своего физического состояния. Иметь собаку, великолепно владеющую своим телом, обладающую смелостью и бойцовым духом, очень почетно и престижно. В Туркменистане каждый житель района, города знал и знает своих чемпионов, гордится ими и может часами рассказывать об их достижениях, вплоть до мельчайших подробностей боя. Щенки от победителей очень ценятся и чабанами, и людьми, занимающимися разведением. К хозяину чемпиона обращаются с просьбой о вязках. Таким образом, работает тот же механизм, что и при свободных вязках в отарах (впрочем, и в дикой природе), – продолжателем рода становится собака, наиболее полно соответствующая по своим психическим, волевым и анатомическим данным идее породы.

ольга: а теперь о некоторых легендарных собаках Туркмении: АКГУШ собака, известная своими победами не только в боях, но и на экстерьерных рингах, в частности в Донецке. Про эту собаку был снят художественный фильм "Охламон". В нем снимались еще несколько очень известных туркменских собак: его дочь Акбай (вл. Ф. Болкунова), сын Бергуд (вл. А. Нурьягдыев), которые играли молодого Акгуша, Бабур (вл. К. Кяризов) и Бовсер (вл. Кяризов). Родился Акгуш в 1985 г. в Чаче от белого с черными пятнами Чакана (вл. Курбанов) и Гоюнчи (вл. Мухаммедов), она же мать Чакана. Отец Чакана, кличка его неизвестна, пришел с отарами Тедженского района. Некоторое время прожив в Чаче, Акгуш был вывезен в Каахку, а затем в Ашхабад, где в возрасте двух с половиной лет попадает к А. Нурьягдыеву, который и дает ему эту кличку, так как при рождении тот был назван Акбаем. Провел множество боев, трижды становился Чемпионом Туркменистана. За свою боевую карьеру не проиграл ни одного боя. Он был среднего роста, около 74-75 см в холке, грубый, белого окраса. С очень породной, прекрасно обмускуленной, очень объемной головой, с плавным переходом ото лба к морде, но слегка выраженными надбровными дугами. У него была довольно короткая, очень объемная, почти не суживающаяся к мочке носа морда (39 см под глазами, 36 см около мочки). Имел низкого выхода, короткую шею с характерным подвесом. Прекрасно сложенный и обмускуленный корпус слегка портил несколько коротковатый, узковатый круп и связанный с этим несколько подставленный постав задних конечностей. Обхват пясти около 15 см. Был "думающим" кобелем, виртуозно владел техникой боя, благодаря чему побеждал более крупных и тяжелых противников. Благодаря своей выносливости и способности быстро восстанавливаться, мог позволить себе в начале боя вести борьбу не очень активно, а дождавшись, когда соперник устанет, переходил в жесткую контратаку. При этом был совершенно не агрессивен к маленьким собакам и даже относился к ним с некоторой брезгливостью. Акгуш узнаваем в детях и даже внуках, так как передал им кроме внешности и свой бойцовский характер. К сожалению, часто он передавал и недостатки задних конечностей, поэтому при разведении необходимо это учитывать. ЧЕРНЫЙ ЕКИМЕН родился в Каахке от черно-пестрой суки, происхождение которой неизвестно; известно только, что она появилась с тедженской отарой, пришедшей в поселок для стрижки. Щенком Черный Екемен попал к чабану Сары Мередову, который и вырастил эту, ставшую легендарной, собаку. Черно-пестрого окраса, Черный Екемен был грубым, тяжелым кобелем среднего роста, с очень объемной, мощной грудной клеткой и длинными ложными ребрами. Он имел несколько мелковатую по отношению к корпусу голову, широкий в затылочной части и слегка коротковатый лоб. Морда, очень объемная и мощная в основании, суживаясь к щипцу, становится легковатой. Такие головы довольно часто встречаются у собак разведения Р. Гытыкова. При очень крепкой спине, короткой мощной пояснице, он имел несколько скошенный круп, что возможно явилось следствием перенесенной в возрасте около 1 года травмы. Чуть больше, чем хотелось бы выражены углы скакательный суставов. Эти недостатки экстерьера компенсировались дерзостью, молниеносной реакцией, бесстрашием и силой, благодаря которым он сумел выйти победителем из схватки с несколькими волками одновременно. Оценивая эту собаку как рингового бойца, многие туркмены говорят, что у нее был "холодный рот", т.е. она не держала хватку, но движения ее были так резки и быстры, что противник не успевал среагировать и просто впадал в панику под градом рвущих ударов. Оказавшись не очень препотентным, Черный Екемен четко передавал потомкам свой "дух", бесстрашие и резкость. Его дочь Байгуш первая шла на волка, хватала его, и только потом к ней на подмогу подбегали кобели. Другая его дочь, Гоюнчи, мать известных Рыжего Екемена и Гоймота, на равных дралась с кобелями, а Аклы-2, в возрасте около 1 года в драке с трехлетней сукой, свалив ее, в какие-то секунды как ножом срезала ей пятки. БЕЛЫЙ ЕКИМЕН родился в Каахке от старого кобеля, которого подобрал Сары Мередов, когда тот был на грани смерти от истощения и болезней. Около года потратив на восстановление его здоровья, кормя вначале только жидкой пищей, поскольку тот не мог даже жевать, Ч. Мередов сумел восстановить собаку настолько, что она после этого некоторое время еще работала в отаре и участвовала в драках. Именно в "драках", поскольку чабан довольно равнодушно относился к боям и на них Елбарса – так он назвал найденыша – не выставлял. Позднее хозяину снова пришлось лечить своего Елбарса, пострадавшего от людей за свою драчливость: кто-то выбил ему все зубы лопатой, разрубленным оказался даже язык, ставший раздвоенным, как у змеи. Сейчас все это обросло легендами, и в Каахке часто можно услышать, что этим языком он запугивал других собак, высовывая его и даже шипя. Но даже будучи без зубов. Елбарс не мог успокоиться; он продолжал драться и побеждал, лупя своих противников головой, а, увидев скопление людей, он считал, что те непременно собрались на бои и прибегал туда в поисках соперника. От этого неугомонного кобеля и своей Гоюнчи чабан Мередов получил пятерых щенков: двух кобелей и трех сук. Сук за ненадобностью закопал, один кобель погиб еще щенком, а выживший был назван Ак Екеменом. Довольно часто эта кличка переводится как "Один Я", т.е. "единственный", что верно только отчасти, если пытаться переводить дословно, а дальше делается вывод, что так в Туркмении называют собаку, родившуюся в единственном числе. На самом деле Екемен означает "нелюдимый", "угрюмый". Белый Екемен был крупным, массивным кобелем, белого цвета, с почти незаметными, светло-желтыми, некрупными пятнами. Характерной особенностью его поведения было то, что, очень терпимо относясь к людям во время отдыха дома, он был чрезвычайно агрессивным к чужим, находясь в отаре на работе. Похоже, что больше всего на свете он любил свою работу, с которой всегда превосходно справлялся. Был, правда, один случай, когда в кошару забрался волк, а Белый Екемен, тогда совсем еще молодой, лаял, бегал вокруг, но в нее не шел. Сары Мередов рассказывает, что после этого он сказал своей собаке: "Еще раз так сделаешь, я тебя застрелю". И кобель понял. "Достаточно было иметь при отаре Ак Екемена с любой сукой, чтобы не бояться никаких волков", – добавляет чабан. Белый Екемен, хоть и был чемпионом по боям, но бойцовой собакой никогда не был. Гумман, известный в Туркмении бойчатник, который брал его из Каахки на бои в Ашхабад, говорит: "Ак Екемен меня не любил, он вообще город не любил, ему здесь было неуютно. Он все время хотел назад в отару, даже ел плохо. Вот и пришлось его месяца через четыре вернуть назад. Так он последние десять километров, выскочив из машины, сам пробежал до отары". Одного из сыновей Ак Екемена в честь отца назвали так же, поэтому, чтобы избежать путаницы, в Туркменистане теперь принято различать: 1-й Белый Екемен (отец) и 2-й Белый Екемен (сын) Белый Екимен 1

ольга: СТАРЫЙ ГАПЛАН (Каахкинский, Хромой) – это собака потрясала своими размерами и массивностью когда мы впервые увидели ее своими глазами, а дело было ночью, то перед машиной в свете фар вдруг образовалось нечто громадное и бесформенное; оно лежало на дороге, и мы не сразу смогли поверить, что это собака. Родился Гаплан в Каахке у чабана Эсенали Гусейнова. Однажды в колхозе им. Чапаева Тедженского района Гусейнов увидел двух кобелей, которые, несмотря на то, что он занимался собаками с 46-го года, поразили его своей породностью и громадным ростом. Наведя справки, он нашел хозяина этих кобелей и обратился к нему с просьбой отдать одного, но получил отказ. Приезжая в Теджен еще несколько раз, Эсенали удалось уговорить хозяина и взять щенка – суку из-под одного из них. Она и стала матерью Старого Гаплана. Отцом был кобель, принадлежащий самому Гусейнову. Самое интересное, что если верить словам старого чабана, именно эту собаку затем подобрал Сары Мередов и, выходив, а затем повязав со своей сукой, получил Белого Екемена. А Хромым Гаплана прозвали после того, как он, примерно в шестилетнем возрасте попал под машину. ТОХМЕД родился в Теджене, отец Эрлен (линия Карагеза), мать – Карабаш (вл. Танркули Мухамедов). Примерно в двухлетнем возрасте был привезен в Ашхабад Сапаровым, которого в Туркмении знают как Гундогды. Собака выше среднего роста, около 78 см в холке, черно-пестрого окраса, очень костистая (пясть 16 см) и массивная. Имела объемную, тяжелую голову с очень длинным, широким и совершенно плоским лбом, впечатление от которого немного портил несколько длинноватый, из-за чего он казался легким, щипец. У этой собаки была глубокая и очень объемная грудь с округлыми ребрами, широкая и очень крепкая спина, хорошо обмускуленная поясница и коротковатый круп при узковатом бедре. Этот кобель был очень тяжелый как за счет массивного костяка, так и из-за сильно развитой мускулатуры. Был известен своей сильной и длительной хваткой. Однажды (это зафиксировано на видеокассетах) он, не отпуская, держал противника 15 минут. Много щенков от Тохмета (сук и кобелей) было вывезено на Северный Кавказ, где они использовались при выведении кавказского волкодава.

Алена Орлова: ольга спасибо!очень интересно!!!

ольга: Алена Орлова пишет: ольга спасибо!очень интересно!!! я рада, что тебе интересно, надеюсь и другим будет не скучно сюда заглянуть. я тоже люблю шарится по другим породам.

Южный Ветер: Пасиб)))



полная версия страницы